. СТРАХ БОЖИЙ

О душевном страхе Память: Написал много толковательных и нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений. Хочу же объявить вам, возлюбленные мои, о великом страхе и трепете души моей, в каком я бедный и рассеянный, находился в один день. Сидел я наедине в одном нешумном, безмолвном и возвышенном месте, размышлял сам с собою и перебирал жизнь сию, ее заботы, смятение, молву и, заплакав, стал говорить сам себе: Для чего же по слабости своей связаны делами и помыслами непристойными? Напал на меня великий страх, и очами сердца своего узрел я Господа, седящего в великой славе; и Он сказал душе моей так: Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь пречистого и бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уготовал Я тебе во свете жизни?

Ефрем Сирин. О душевном страхе

Если идет речь о совершенной любви, значит, она бывает и несовершенной. Оказывается, любовь имеет много измерений, о чем мы уже говорили, рассматривая молитву, записанную в Еф. Совершенная любовь изгоняет страх и не только страх.

В этих словах Спаситель не упоминает о любви к Богу — по той причине, что продай все, что имеешь, и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною, .. и тишина: всякий тамо страх места имети не будет, понеже всякая вражда и.

Он преследовал и мучил Феофана с изумительною настойчивостью, с самозабвением почти фанатическим и с искусством бойца ловкого, умеющего разить неприятеля его же оружием. В этом преследовании все пущено было в ход — ревность по вере и ученость, обманы и хитрости, общественное положение и связи. По незначительному личному положению Маркелла такая борьба с сильным Феофаном была бы невозможна, если бы тайно не заправляло ею лицо равносильное Феофану по своему общественному значению, по своим связям, по своей энергии и по силе принципа, на который оно опиралось.

Это борьба за старые формы народной жизни и церковного правления, борьба за патриаршество против Синода, за старый порядок правления и строй жизни против духовного Регламента, и в то же время борьба честолюбие, прикрывшаяся интересами церкви, борьба за православие против нововведений лютеранства и кальвинства. Маркелл был только орудием одной из партий в этой борьбе.

Он вел чужую интригу, мучился и страдал за чужое дело, и много времени прошло до тех пор, пока чужое дело не обратилось в его собственное дело, пока он сам не вошел в те принципы, за которые ратовал бессознательно, пока не развил в себе энергии, сделавшей его самостоятельным бойцом. Проследим первые годы его общественной жизни, чтоб яснее понять, как сложились его отношения к Феофану и как он напал на ту роль, которую ему пришлось выдерживать в течение многих лет страдальческой жизни.

Кажется, они в одно время были учителями в академии и относились между собою, как близкие люди.

О ПРОТИВНОСТЯХ ЦЕРКОВНЫХ

Алексей Савин Мыслитель 10 лет назад В развитии отношений с Богом, кажется, есть некое противоречие: Давайте рассмотрим два текста Писания, подтверждающих эту мысль. В древности славившийся мудростью царь Соломон тщательно исследовал, в чем заключается смысл жизни человека, и о результатах своих поисков он рассказал в библейской книге Екклесиаста.

Подводя итог исследованиям, он сказал: Века спустя, когда у Иисуса Христа спросили, какая из заповедей Моисеева закона самая важная, он ответил: Кажется ли вам странным то, что мы должны и бояться Бога, и любить его?

Понеже в домы их ходят попы, и окропление сотворяют и молебствуют по своей . И аще кто совокупления с ними в житии имеет и любовь творит к ним не Поне же обычаи свои и нрав весма к ним имеют привязан, и тако .. не обрящут милости Божия на суде, понеже страха ради изволиша сами ся.

И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл. Православное учение о спасении. После того, как выяснена действительная сущность спасения, становится самоочевидным и ответ православного на вопрос о, так называемых условиях спасения, то есть о том, что нужно человеку иметь, чтобы спастись, одну ли веру или при вере еще и дела.

Инославные никак не могут примирить эти два, так называемых условия потому, что ложно понимают смысл жизни человека, а отсюда и спасение. Они думают, что человек мог бы быть спасен и без его личного участия, если бы не требовала этого участия правда Божия. И это не кажется им нелепым потому что они позабыли истинный смысл жизни и спасения: Раз позабыта эта истина, тогда весь вопрос только в том, чтобы удовлетворить правде Божией, которая, как бы вопреки желанию и способности человека, налагает на него проклятье.

Отсюда внешнее представление о заслуге Христа и пр. Удовлетворить правде Божией человек может своими жертвами, которыми он и заслужит помилование и вход в небесное царство для бесконечного самоуслаждения. Но этот путь в Св. Писании признан недостаточным Пришествие в мир Сына Божия и восполняет этот недостаток, т. Но, ведь, не все люди спасаются?

Совершенная любовь побеждает все!

Всяка душа властем предержащим да повинуется: Ибо, как преизобильно приявший благодать Всесвятого Духа, предвидел, что иные, водясь паче кичливостию, нежели ревностию к доброму , будут пренебрегать мирских начальников, почитая себя высшими по ведению; притом же делает это, чтоб подавить распространившуюся об Апостолах молву; ибо клеветали на них, будто бы низвергают общественные порядки; и одни говорили: А чрез сие желает он показать, что Христос ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного; и вместе хочет научить, чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн.

С нас довольно тех козней, какие устрояют против нас за истину; а лишних и бесполезных искушений прилагать не должно. Заметь же, как кстати завел Апостол речь об этом предмете. После того как предложил слушателям различные требования христианского любомудрия, настроил их жить в мире с друзьями и врагами, научил быть полезными и для счастливых, и для несчастных, и для нуждающихся, коротко сказать — для всех, насадил уставы общежития, приличные Ангелам, истощил гнев, низложил высокоумие и совершенно умягчил их сердца, — после всего этого предлагает свои увещания о повиновении властям.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

Василий Никитич Татищев Василий Никитич Татищев Русский историк, государственный деятель, руководитель горнозаводских школ на Урале. Был одним из тех, кто не только приветствовал петровские реформы, но и активно их осуществлял. Занимал различные должности в государственном аппарате Петра : Родился в дворянской семье, в Псковском уезде.

Окончил Инженерную и артиллерийскую школу в Москве, учился в Пруссии. Татищев достиг огромных успехов в истории, географии, этнографии, горном деле, в воспитании и образовании юного поколения. В разнообразной государственной деятельности был основателем г. Татищев много сил и энергии отдавал просвещению не только дворянских детей, но и детей рабочего люда. Татищева создаются школы для рабочих при Уктусском заводе на Урале, в г. Планировал создать школы для крестьян. Свои педагогические взгляды В.

Татищев изложил главным образом в сочинениях:

"Совершенная любовь изгоняет страх" (1 Иоанна 4:18).

Никак, понеже угнездися в груди его заноза, Горечь рекомая, и тоя занозы избытися речами не можно. И се убо не имел он набожства, присущего одному, ниже благоразумия, отпущенного другому? Истинно так, не имел отнюдь, елико бы ни желал обоя имети. Но ужли не мог он приложить тщания дабы вново, яко во дни юности своея, обрести тую бутыль, Святость именем, коя прежде была ему толико душепитательна?

«Оттого знамение гнева Божия есть, когда в каком месте слово Божие не закона неизбежность суда Божия и страхом грозящих мук отвратиться от греха. Вера обновляет человека и исполняет его кротостью, милосердием и любовью. хотя и крещены во имя Святыя Троицы, понеже веры не имеют».

Для этого необходимо, однако, чтобы"мы поступали в мире сем, как Он" ст. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха" Феофил. Если отличительный признак совершенной любви составляет дерзновение, то противоположное дерзновению чувство страха не должно иметь места не только в самой любви, но и в той области, в которой она действует: Основываясь на словах Давида: Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться?

Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнью, и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Этот страх свободен от такой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века Пс. Что же это за страх и почему он совершенный?

Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовью и всячески старается о том, чтобы у него ничего не доставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого" блаж.

Преодоление духа страха

Христос положил Свою душу за нас, а теперь мы положим ли свою за Христа. Не только в телесной смерти за Христа, а по жизни своей, исполняя Заповеди Его, и веруя в Него. Бог нас не програмирует, но познавая Бога, мы должны понимать, что только любящий унаследует Царство и будет пребывать с Богом.

А понеже помянулось Регламенте в первой части, в седьмом и осьмом Так на пример: не имеете страха Божия, нет у вас любви ко ближнему;.

Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии, это таинственное слово потеряло всякий смысл. Но, как соединительная ткань, оно разрослось, заполнило собою всю область религиозного сознания наших современников и тем оттеснило оттуда все содержание религии. В этом священном слове истинным содержанием ныне стало: Благовидное перерождение религиозной ткани называется речами о любви.

Да, речами, ибо к т о же дерзнет притязать на жизнь любви—не того гуманитарного альтруизма, в основе которого лежит либо карьера, тщеславие и гордость, либо слабонервность и истерическая внушаемость при виде страданий. Апостол Павел изображается с мечом обоюдоострым: И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Помните ли, кто именно в особенности говорил о любви?

Апостол любви—ему же ныне память творим3. А он — Сын Громов, Воанергес4.

Преодолеть страх любви

А Антихрист Дух антихристов от времен апостольских действует чрез предтечей своих, как пишет Апостол: Апостольские слова держай ныне относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен прийти во время безначалия на земле.

А пока он еще сидит на дне ада, то действует чрез предтечей своих.

Тако Бог, Иже есть вечная любовь, понеже любит человека, когда человек отступил и .. не ради страха наказаний, но ради того, чтобы Любимаго не оскорбить. . Видишь отсюда, что никакой любве ко Христу не имеют, которые.

Творения преподобного Максима Исповедника. Богословские и аскетические трактаты. Но, тем не менее, говорю тебе: Он показал нам образ жизни боговидного жития, даровал святые заповеди, обещав Царство Небесное живущим по ним и пригрозив вечными карами за преступление их. И спасительную страсть претерпев, и из мертвых воскреснув, Он даровал нам надежду воскресения и вечной жизни, послушанием расторгнув осуждение прародительского греха и смертью упразднив державу смерти, дабы как в Адаме все умирают, так в Нем все оживут 1 Кор.

Взойдя же на небеса и сев одесную Отца, Он ниспослал Духа Святого в залог жизни [вечной], в просвещение и освящение душ наших и в помощь подвизающимся ради своего спасения и [стремящимся] соблюсти заповеди Его. Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла